Arhippa Perttusen Säätiö
Suomeksi

Статьи об Архиппе

Алексей Конкка

Сведения об Архиппа Перттунене и его семье в документах Архангельского губернского архива

Более ста лет было принято считать, что Áрхиппа Пертттунен родился в 1754 году.
Так было решено на основании записок Элиаса Лённрота, по которым следовало, что Архиппа в 1834 году был восьмидесятилетним стариком. Однако как собиратели народной поэзии, так и сами рунопевцы часто могли ошибаться в определении возраста исполнителей. В 1962 году петрозаводский фольклорист Тойво Вяйсянен в № 35 «Трудов Карельского филиала АН СССР» опубликовал новые сведения о годе рождения Архиппа Перттунена. Исследовав некоторые хранящиеся в Архангельском областном госархиве церковные документы, он обнаружил, что в 1834 году, в год встречи Леннрота и Архиппа Перттунена, последнему было лишь шестьдесят пять лет от роду. Вяйсянен писал, что по этим документам в 1793 году Архиппа был 24-летним. Таким образом, следовало, что годом рождения Архиппа Перттунена можно считать 1769. Последнюю запись об Архиппа в церковных книгах Вяйсянен обнаружил в 1841 году и предположил, что Архиппа умер в 1841 или 1842 году.
Работая в Архангельском государственном областном архиве, я поставил себе задачей уточнить и выписать все имеющиеся сведения о возрасте Архиппа Перттунена и данные о семье рунопевца.
Возраст Архиппа Перттунена. Имя ладвозерского крестьянина Архипа Иванова (или Перттунена, Иванов в данном случае отчество, т.е. «Архип, сын Ивана») неоднократно упоминается в церковных книгах, а именно в метрических книгах, в которые заносили даты рождений, бракосочетаний и смертей прихожан (Архангельская консистория, реестр 29/28), а также в так называемых духовных росписях, в которые ежегодно записывали прихожан всех населенных пунктов данного прихода с семьями, при этом указывался возраст всех членов семьи.
Вокнаволоцкая волость и приход (к которому относилась деревня Ладвозеро) упоминается в метриках начиная с 1788 года и в духовных росписях с 1793 года (я просмотрел все церковные книги до 1847 года включительно). Из 50-ти церковных книг в 45-ти упоминается деревня Ладвозеро и в 39-ти из них члены семьи Архиппа Перттунена.
Имя Архип Иванов встречается в метриках 20 раз, в духовных же росписях имя Архип Иванов упоминается каждый год в период с 1793 по 1841 год. (В деревне Ладвозеро других Архипов Ивановых не было, поэтому перепутать Архиппа Перттунена с кем-то еще было невозможно).
Чаще всего в метрических книгах Архиппа Перттунен упоминается в качестве свидетеля при бракосочетании или в качестве крестного отца (восприемника) при крещении младенцев. Его возраст при этом не указывается. Первый раз имя Архипа Иванова появляется в метриках в 1788 году в связи с записью о крещении дочери ладвозерского крестьянина Ивана Прохорова Агафьи (Okku).
В метрической книге за 1841 год находим следующую запись: «7 декабря 1841 года в возрасте 79 лет скончался ладвозерский крестьянин Архип Иванов. Того же месяца 9 дня тело отпевали поп Георгий Андреев и дьяк Василий Вторый. Похоронен на приходском кладбище». Причиной смерти указана чахотка. Следуя данной записи, годом рождения Архиппа Перттунена следовало бы считать год 1762-ой. Эта запись - единственное указание на возраст Архиппа Перттунена в метрических книгах, так как в них нет записей о его рождении и крещении, в связи с которыми был бы упомянут возраст Архиппа.
В то же время в духовных росписях его возраст упоминается много раз. На основании записей 1793-1799 годов он родился в 1769 году; по книгам 1803-1805 годов – в 1768-м; по книгам 1806 года – в 1770-м; по книгам 1807-1811 годов – опять же 1768, а по духовным росписям в промежутке между 1825 и 1841 годами год рождения Архиппа Перттунена – 1771. Таким образом, на основании духовных росписей Архиппа родился между 1768 и 1771 годами; последний раз его имя в духовных росписях, как справедливо заметил Т. Вяйзянен, упоминается в 1841 году, и тогда он назван 70-летним (соответственно год рождения 1771). В духовных росписях 1842 года имени Архипа Иванова более нет и его жена Федосья Егорова (Hoto Jyrintytär) названа вдовой.
Таким образом, сведения духовных росписей находятся в противоречии с метрическими книгами, где говорится, что он умер 79-летним. Эта запись может быть ошибочной, так как она значительно отличается от сведений большинства духовных росписей многих лет. То, что и в духовных росписях сведения о возрасте Архиппа не совпадают – явление для данных документов достаточно распространенное, возраст одного и того же лица может в книгах разных лет варьировать в пределах 3-4 лет.
Сведения о семье Архиппа Перттунена. Мать Архиппа, вдова Екатерина Емельянова (Katti Omelientytär) упоминается в духовных росписях 1793-1806 годов, в 1805 году она названа 71-летней. В промежутке между 1808 и 1814 годами вместо Екатерины стоит имя Евдокии Емельяновой (Jouki Omelientytär), возраст соответственно 66-72 года, она также обозначена как мать Архиппа. Можно лишь предположить, что эти записи неверны и речь идет о сестре матери Архиппа.
В духовных росписях упомянуты сестры Архиппа Мария (Moarie), возраст которой в 1793 году был 20 лет и Соломония (в 1793-1796 годах возраст соответственно 18-21). После этого они в числе членов семьи Архиппа Перттунена более не значатся.
Метрические книги 1798-1841 годов дают нам следующие сведения о семье Архиппа Перттунена:
-- 2 января 1798 года у крестьянина Архипа Иванова родился сын Григорий (Riiko).
-- 15 ноября 1802 года умер двухгодовалый сын Иван (Iivana).
-- 18 января 1805 года родился сын Афанасий (Ohvo).
-- 1 марта 1808 года родилась дочь Евдокия (Jouki).
-- 25 августа 1810 года родилась дочь Васса (Vassa).
-- летом 1820 года Матвей (Matti) Архипов, 25 лет, повенчан с дочерью ладвозерского крестьянина Петра Иванова Татьяной (годом рождения Татьяны указан 1801).
-- 16 июля 1822 года ладвозерский крестьянин Федор Амосов повенчан с 18-летней дочерью Архипа Иванова Анной.
-- 30 июня 1832 года 25-летний Афанасий Архипов (Ohvo) повенчан с 22-летней дочерью ладвозерского крестьянина Якова Федотова (Joakko Hotatanpojan) Марией.
-- 30 июля 1837 года при родах умерла жена Матвея Архипова Татьяна Петрова.
-- 22 октября 1839 года в возрасте 42 года от горячки умер Григорий Архипов.
-- 18 августа 1840 года 22-летний Михаил (Miihkali) Архипов повенчан с 20-летней Пелагеей (Palaga), дочерью умершего шариозерского (Saarijärvi) крестьянина Феофана Савинова (Huohvana Savinov).
Согласно этим документам у Архиппа было 3 дочери и 5 сыновей. (Далеко не все сведения о детях Архиппа имеются в церковных книгах).
Архиппа Перттунен женился на Федосье (Hoto) Егоровой около 1793 года, так как их первенец Матвей (Matti) родился в 1794 или 1795 году и Федосья Егорова упоминается в качестве жены Архиппа впервые в духовных росписях 1795 года.
По духовным росписям 1847 года семья старшего сына Архиппа Матвея (Matti) состояла из шести человек:
– Матвей Архипов, вдовец, 53 года.
Его дети:
– Никифор, 21 год.
– Федосья, 20 лет.
– Филипп (Hilippä), 19 лет.
– Мария, 19 лет.
– Елена (Jeli), 11 лет.
Финский исследователь А. Р. Ниеми считал, что Матвей (Matti) Перттунен умер в 1850 или 1851 году в возрасте 60 лет. Однако согласно духовным росписям в год смерти (1851) ему было 56 или 57 лет.
А. Р. Ниеми в своем исследовании о севернокарельских рунопевцах и знахарях (A. R. Niemi. Vienan läänin runonlaulajat ja tietäjät. Helsinki, 1921) упоминает, что по устным свидетельствам три сына Архиппа Григорий (Riiko), Матвей (Matti) и Михаил (Miihkali) проживали вместе в родительском доме и что после смерти братьев и их жен, их дети перешли на иждивение младшего брата Миихкали.
Тем не менее, по сведениям, значащимся в духовных росписях, Матвей (по крайней мере, с 1838 года) жил со своей семьей отдельно от братьев. А вот Григорий с семьей и Афанасий (Ohvo, у него по книгам 1838-1839 годов детей не было) проживали вместе с родителями и младшим братом Миихкали. Григорий умер в 1839 году, тогда же в духовных росписях последний раз в качестве члена семьи Архиппа Перттунена упоминается Афанасий и его жена.
После смерти Архипа и Федосьи, в духовных росписях за 1845 год появляется запись: «Михайло Архипов, 29; его жена Пелагея, 25; их дети: Мария, 2 года, Татьяна, 8 месяцев; его умершего брата Григория дети: Иван, 10 лет; Елена, 18 лет; Марина, 15.» Вероятнее всего, к 1845 году уже умерла и вдова Григория Мария (метрические книги за 1845 год не сохранились). Их трое детей, таким образом, остались на иждивении Михаила, пополнив его семью. Согласно А. Р. Ниеми через 5-6 лет умер Матвей и его дети также перешли в семью Михаила. Кроме того у самого Михаила в семье родилось 6 (или по другим источникам 7) детей.
Несколько слов о возрасте Миихкали Перттунена. В метрических книгах нет упоминания о рождении Миихкали (Михаила), хотя все церковные книги в период с 1810 по 1820 годы сохранились. В духовных росписях первое упоминание о Миихкали датируется 1822 годом, и тогда он назван двухлетним (соответственно год рождения 1819 или 1820). В последующих записях духовных росписей возраст Миихкали меняется и согласно записям разных лет год его рождения варьирует между 1816 до 1820 годами. В 1838 и 1839 году он назван 21-22-летним (год рождения 1817 или 1818). Эти две записи, вероятно, ближе всего соответствуют действительности, так возраст в них совпадает с записью в метрической книге 1840 года, где имеется сообщение о венчании Миихкали и Палаги Фофановой. В метрике Архипа также назван 22-летним, т. е. он должен был родиться в 1817 или 1818 году.
По сведениям Аату Куронена (опубликованы в книге Vienan runonlaulajia ja tietäjiä, julk. H. Virtaranta. Helsinki, 1975, s. 9) Миихкали родился поздней осенью. Куронен обосновывал это заявление тем, что имена в Карелии давали по православному святцам (календарю), а памятные дни, связанные с именем Михаила падают на октябрь и ноябрь месяцы.
В сохраняемом в Фольклорном архиве Финского Литературного Общества рукописи (изданную в упоминаемой книге Хельми Виртаранта) Куронен ссылается на три церковных книги, которые он видел в 1907 году в вокнаволоцкой церкви. В этих документах под годами 1845, 1847 и 1857 имеются упоминания о возрасте Миихкали, где он назван соответственно 30, 32 и 42-летним. На основании этих записей Куронен сделал вывод, что Миихкали родился в 1815 году. Тем не менее, стоит помнить, что возраст в духовных росписях, как было отмечено выше, мог варьировать в пределах нескольких лет, поэтому для выработки адекватной версии необходимо привлечение всех возможных источников.
В метрической книге 1840 года Аату Куронен обнаружил те же сведения о венчании 22-летнего Миихкали и 20-летней Пелагеи, что и цитированная выше запись, найденная мной в метрической книге из Архангельского архива. Тем не менее, разница в написании (оформлении записи) говорит о том, что виденная мною метрическая книга не была идентична той, которую цитировал Куронен (в православном делопроизводстве обычно было принято делать два экземпляра метрических книг, одна оставалась в церкви, а вторая отправлялась в консисторию).
Если Миихкали был в 1840 году 22-летним, то его год рождения был 1817 или 1818. (А вовсе не 1815, как утверждает А. Куронен, который, вероятно, не заметил этого несоответствия дат).
Таким образом, суммируя все вышесказанное, можно предположить, что Миихкали Перттунен родился осенью 1817 года (по духовным росписям 1839 и метрическим книгам 1840 годов).
По сведениям изученных А. Куроненом метрических книг, Миихкали Перттунен умер 3 сентября 1899 года, т. е. исходя из высчитанной нами даты его рождения, Миихкали умер в возрасте 82 лет.
Вероятно, и другие даты рождений членов рода Перттуненых можно уточнить, используя православный именник. Например, имя Архип в православном календаре упоминалось лишь дважды: 19 февраля (4 марта по новому стилю) и 22 ноября (5 декабря), т. е. Архиппа, скорее всего, родился в феврале или в ноябре. День Матфея в православном календаре того времени приходится на 16 ноября (29 ноября), из чего следует, что Матти Перттунен родился в середине ноября 1794 (1795) года.

© ...